В исламских банках «инвестиционные вклады» не будут гарантированы государством — законопроект
Согласно законопроекту, предусматривающему внедрение деятельности исламских банков, инвестиционные вклады, привлекаемые на основе принципов исламских финансов, не будут гарантироваться государством. Эти вклады основаны на принципе распределения прибыли и убытков, и вкладчики разделяют финансовые риски вместе с банком.

Ранее сообщалось, что Сенат Олий Мажлиса Узбекистана одобрил законопроект, предусматривающий налаживание деятельности исламских банков в стране.
На пленарном заседании Сената обсуждался данный законопроект и установленные в нем требования. В ходе обсуждений сенатор Икромхон Нажмиддинов задал вопрос о понятии «инвестиционный вклад», вносимом в статью 3 закона «О гарантиях защиты вкладов в банках», его отличии от действующих традиционных вкладов и о том, почему он указывается как отдельный вид.
Заместитель председателя Центрального банка Аброр Турдалиев подчеркнул, что инвестиционные и традиционные вклады являются абсолютно разными финансовыми инструментами. Он пояснил, что средства, привлекаемые банками, работающими на основе принципов исламских финансов, по договорам распределения прибыли и агентским соглашениям, фиксируются как «инвестиционные вклады».

В традиционных вкладах срок вклада и процентная ставка определяются заранее, а выплата дохода гарантируется. В системе исламских финансов денежные средства размещаются в форме инвестиций, и вкладчик делит риски прибыли и убытков вместе с банком.
В связи с этим владелец инвестиционного вклада берет на себя все финансовые риски наравне с банком. Именно из-за этого фактора данный вид вкладов не подлежит гарантированию в рамках закона «О гарантиях защиты вкладов в банках», пояснил заместитель председателя Центрального банка.
Для справки: согласно действующему порядку, в Узбекистане государством гарантируется только часть вкладов в одном банке в размере до 200 млн сумов. Вкладчикам недавно лишенного лицензии «Yangi bank» планируется выплатить компенсацию на общую сумму 208 млрд сумов, что охватит 98,7% из 31 507 вкладчиков.
Основной причиной того, что инвестиционные депозиты в исламских банках не гарантируются, является их опора на принцип распределения прибыли и убытков (Profit and Loss Sharing — PLS). В частности, в рамках договора Мудараба вкладчик выступает в роли «рабб ал-мал» (инвестора), а банк — «мудариба» (управляющего). Прибыль распределяется в заранее оговоренной пропорции, однако в случае, если инвестиции принесут убыток, финансовые потери ложатся на владельца депозита.
По этой причине инвестиционные депозиты в исламских банках не имеют гарантированного дохода.









